История применения композитных материалов в мостостроении

Использование армированного бетона для строительства мостовых переходов насчитывает более полусотни лет. Резкий рост интенсивности движения и увеличившиеся нагрузки на полотно проезжей части потребовали от ученых новых технологий. К тому же, стальная арматура склонна к коррозии, особенно в условиях повышенной влажности, эксплуатации в агрессивных средах (борьба с обледенением), слишком активно реагирует на электромагнитные излучения, что приводит к повышенной разрушаемости бетонных настилов. Например, канадскому министерству транспорта ремонт поврежденных коррозией конструкций обходится ежегодно в 1 млрд. фунтов. Да и цены на сталь растут с каждым годом. Огромный потенциал в мостостроении имеет композитная арматура, которую активно используют лишь последние 15-20 лет. Но уже и сейчас, по отзывам специалистов, армированное стеклопластиковой арматурой бетонное полотно показывает отличные эксплуатационные параметры. Кроме того, использование композитных стержней также дает заметный экономический эффект.

Для чего нужна композитная арматура (Скажем «нет» коррозии)

Наиболее проблемный участок мостового перехода настил. Он наиболее подвержен износу в связи с интенсивностью движения, воздействию внешних факторов (морозы, дожди, жара, обледенение) и химически агрессивных веществ. Главной проблемой является его целостность, которую призвано обеспечить армирование полотна. Традиционно применяемое армирование стальным прутом имеет свои минусы: подверженность металла коррозионным процессам, ограниченный срок эксплуатации, трудоемкость работы (подбор размеров, сварка, необходимость нанесения защитного слоя).

Альтернативным материалом, способным уже в скором будущемPзаменить сталь, ученые называют композитные стержни (стеклопластиковые, углепластиковые, базальтопластиковые), производство которых набирает обороты с каждым годом.

Экономические преимущества использования композитов

Композитная полимерная арматура (арматура в виде полимера, армированного волокном), по прочностным характеристикам (на разрыв, на растяжение, усталостной) полимеры втрое превосходят свои стальные аналоги. Она исключительно устойчива к коррозии, отличается небольшим весом (1т металла сопоставима с 90 кг равнопрочной композитной арматуры), обладает диэлектрическими и теплоизоляционными (отсутствие «мостика холода») свойствами. Такая арматура удобна в работе, поскольку ускоряет процесс вязания сетки в несколько раз без применения сварочных технологий.

Экспериментальное ее применение в строительстве многих объектов подтвердило целесообразность замены металла на пластик. Прекрасно зарекомендовала композитная полимерная арматура себя и в армировании конструктивных элементов мостов. Например, до сих пор успешно эксплуатируются три опытных моста, возведенные в Амурской области а 70-х-90-х годах с применением стеклопластикового армирования. А на территории Канады и США на сегодня функционирует уже более 400 мостовых переходов, построенных с использованием композитных материалов.P